Xreferat.com » Рефераты по праву » Некоторые правовые проблемы, возникающие при реализации имущества должника на публичных торгах

Некоторые правовые проблемы, возникающие при реализации имущества должника на публичных торгах

Волков Константин Николаевич, аспирант кафедры хозяйственного права Уральской Государственной юридической академии, г. Екатеринбург

Торги в России — дело не новое и, как любое явление, имеют свою историю. Первые сохранившиеся акты с упоминанием мероприятий — предтеч публичных торгов относятся еще к XVII веку. Однако с установлением советского режима публичные торги исчезли из хозяйственной жизни страны, как и все относившееся к рыночному хозяйству. Новая история торгов исчисляется с начала девяностых годов прошлого века. С этого времени сфера проведения публичных торгов существенно увеличилась и включает в себя несколько отраслей права. В этой статье нам бы хотелось заострить внимание на некоторых проблемах возникающих при проведении торгов в рамках исполнительного производства, когда с публичных торгов принудительно реализуется имущество должника.

Сразу же оговоримся, что многие проблемы возникают из-за недостатка правового регулирования. Основным нормативным документов, содержащим положения о торгах является ГК РФ, в которой данному институту посвящены всего три статьи 447-449. Согласно п. 6 ст. 447 правила, предусмотренные статьями 448 и 449 ГК, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством. Несколько статей ГПК, АПК и Закона об исполнительном производстве так же не дают ответа на возникающие на практике вопросы. Не наблюдается единого мнения и среди правоприменителей и теоретиков права, ведущих непрекращающуюся полемику на страницах журналов.

Преступая к рассмотрению существующих проблем, хотелось бы для начала определить публичность торгов. Ведь в данном случае под публичностью понимается нечто большее, чем участие в торгах неограниченного круга лиц. Основным критерием для определения этого понятия, на наш взгляд, выступает интерес. Помимо частных интересов, как должника, так и его кредиторов, в ходе проведения публичных торгов преследуются также и публичные интересы - интерес государства в осуществлении процесса реализации имущества должника на законных началах в ходе обращения взыскания на имущество.

Двойственный характер торгов не раз подчеркивался правоведами. Так, в «Договорном праве. Книга первая: общие положения» М.И. Брагинский и В.В. Витрянский отмечали, что «торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде всего, это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду с частным возможен и публичный интерес к торгам» [1].

Следовательно, при возникновении коллизий в требованиях различных нормативных актов, приоритет будет отдан нормам закона, защищающего публичный интерес. Так В.В. Ярков, говоря о конкуренции ФЗ «Об исполнительном производстве» и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пишет, что такая коллизия норм двух законов не может решаться по принципу конкуренции «общей» и «специальной» нормы, поскольку речь идет об актах различной отраслевой принадлежности, имеющих в одном случае частно-правовой, а в другом — публично-правовой характер. Поэтому коллизия норм должна разрешаться в пользу публично-правового нормативного регламента, установленного исполнительным законодательством. Приоритет публично-правового регламента не ущемляет чьих-либо частных прав, поскольку в конечном итоге обеспечивает защиту интересов взыскателя в отношениях гражданского оборота» [2]. В этом, на наш взгляд, и есть смысл публичности торгов.

Теперь обратимся к процедуре организации и проведения торгов. На первом этапе осуществляется публикация извещения о проведении торгов. И уже здесь возникают серьезные споры среди правоприменителей и теоретиков о правовой природе такого извещения. Дело в том, что в литературе встречаются различные мнения, которые трактуют такое извещение как оферту, приглашением к ней или одностороннюю сделку. Рассмотрим данные точки зрения по порядку.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Согласно ст. 435 ГК оферта должна содержать существенные условия договора. Следовательно, для того, чтобы быть действительной, оферта должна отвечать следующим условиям:

1. Как правило, оферта должна быть адресована одному или нескольким конкретным лицам. Однако в некоторых случаях офертой может быть признано предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц, публичная оферта. При этом необходимо, чтобы из такого предложения явствовала воля оферента, то есть лица, сделавшего предложение, заключить договор с любым, кто отзовется.

2. Предложение заключить договор должно содержать существенные условия договора. Иными словами, в оферте как минимум должны быть обозначены существенные условия договора, определяемые по правилам ст. 432 ГК, чтобы простого выражения согласия со стороны адресата оферты было достаточно для возникновения договора без дальнейших переговоров. Если данные условия отсутствует в оферте, то такое предложение заключить договор может рассматриваться лишь как приглашение делать оферту.

Из двух основных требований, предъявляемых к оферте ст. 435 ГК, - ее адресности и содержания – первое безусловно налицо. Адресность выражается в том, что извещением подтверждается воля организатора заключить договор с любым и каждым, что характерно для публичной оферты.

Однако остается открытым вопрос о втором требовании – наличии в извещении существенных условий договора. Указание на предмет договора в извещении несомненно имеется. В отношении других условий следует признать, что сама по себе конструкция торгов предполагает необходимость определить при аукционе лишь цену и только при конкурсе – кроме цены, другие условия. При этом заведомо известно, что и то и другое составляют существенные условия договора, заключенного в результате торгов, и должны содержаться в предложении, исходящем именно от участника. Следовательно, извещение по самой своей сущности не может считаться офертой по отношению к договору, который предполагают заключить.

И.Б. Новицкий, сопоставив два возможных решения вопроса о природе объявления о предстоящих публичных торгах, пришел к выводу, что «организация публичного торга представляет собой не предложение договора, а лишь приглашение делать предложение: должностное лицо, производящее аукцион, может или принять наиболее подходящее предложение, или прекратить торг, не приняв ни одного предложения, если ни одно из них не достигает определенного лимита» [3].

По мнению профессоров М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, этот вывод нуждается в уточнении: «Приглашение участвовать в торгах действительно не является офертой, но все же оно не может быть сведено к простому приглашению заключить договор. Приглашение как таковое, по сути дела, «ничто», а приглашение участвовать в торгах - «нечто». Так, п. 3 ст. 448 ГК содержит диспозитивную норму, в силу которой при отсутствии иного в законе или в извещении о проведении открытых торгов их организатор, сделавший извещение, вправе отказаться от открытого аукциона, только не позднее чем за три дня до проведения торгов, а открытого конкурса – не позднее чем за 30 дней до даты их проведения. В противном случае на нем лежит обязанность возместить участникам реальный ущерб. Что же касается закрытых торгов, то при отказе от их проведения, когда бы такой отказ ни поступил, организатор обязан возместить реальный ущерб приглашенным. При этом в указанных случаях соответствующая норма носит императивный характер.

Описанная система позволяет сделать вывод о том, что извещение о проведении торгов (открытых – при отсутствии иного в законе или в извещении) представляет собой оферту, из которой возникает обязанность заключить договор с адресатом (любым отозвавшимся) на проведение торгов, (курсив мой – К.В.) обеспеченный возможностью заявить требование о возмещении причиненных убытков» [4].

Пункт 2 ст. 448 ГК, посвященный содержанию извещения, подтверждает сделанный вывод. Нетрудно обнаружить, что указанные в нем условия, кроме предмета, в будущий договор, который предстоит заключить, не войдут, а значит, офертой по отношению к договору, составляющему предмет торгов, (курсив мой – К.В.) извещение считаться не может.

Наряду с изложенной точкой зрения, в литературе широкое распространение получило мнение что по своей юридической сущности извещение о проведении торгов является односторонней сделкой, порождающей соответствующие последствия [5].

Так, между лицом, получившим извещение о проведении торгов, и организатором этих торгов устанавливается обязательственное правоотношение, в силу которого данное лицо, изъявившее желание участвовать в торгах, имеет право требовать от организатора торгов принятия и рассмотрения его предложения. Однако в силу п. 4 ст. 448 ГК у организатора торгов существуют определенные права (отказ от проведения торгов) и обязанности (возмещение ущерба, причиненного таким отказом) о чем уже говорилось выше.

Придерживаясь данной точки зрения Д. Абдрахимов пишет: «Исходя из понятий ГК, публикация извещения о проведении конкурса уже является односторонней гражданско-правовой сделкой. С появлением первого заинтересовавшегося конкурсом претендента сделка превращается в двухстороннюю и уже является договором. Со временем этот договор становится письменным (стороны фиксируют взаимные права и обязанности: со стороны организатора конкурса – в конкурсной документации (включая извещение о проведении конкурса), а со стороны участников – в конкурсных заявках)» [6]. Автор называет данную серию договоров «договор на проведение конкурса». Финальной двухсторонней сделкой конкурса является оформление и подписание организатором протокола о результатах конкурса. И этот протокол с момента его подписания победителем конкурса имеет силу договора и является основанием для заключения итогового послеконкурсного договора.

С другой стороны, определенные обязательные условия возлагаются и на участников торгов. Они обязаны внести задаток в том размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если те не состоялись, задаток подлежит возврату. Кроме того, положение о том, что проведение тортов является только исполнением одностороннего обязательства их устроителя, и что договорных отношении между устроителем торгов и его участниками до подписания протокола об итогах торгов не существует, не согласуется с доказательственной и обеспечительной сущностью задатка, вносимого участниками торгов. Согласно общим положениям ГК задаток выдается одной из договаривающихся сторон в доказательство заключения договора и в обеспечение ею исполнения. Конструкция задатка по правилам ст. 380 ГК предполагает наличие договора, в обеспечение которого вносится задаток. Задатком могут обеспечиваться лишь обязательства, возникающие из договоров, а не из односторонних сделок.

Несмотря на несогласие с определением извещения как односторонней сделки или оферты на заключение договора по результатам торгов, на наш взгляд, определение комплекса отношений возникающих при опубликовании извещения о проведении торгов как договора на проведение конкурса (что прослеживается в обоих представленных выше точках зрения) представляется вполне обоснованным. Действительно, как только желающие лица в определенной форме выразят свое желание стать участниками торгов (то есть выразят акцепт на оферту организатора), у последнего возникнут обязательства признать их участниками торгов, рассмотреть их предложения, выбрать победителя и заключить с ним договор. Таким образом, можно сделать вывод о том, что публикация извещения о проведении публичных торгов является публичной офертой (ст. 437 ГК РФ) ко всем участникам рынка заключить договор о проведении торгов (а не окончательный договор).

Попробуем охарактеризовать договор на проведение торгов. Предметом заключаемого договора очевидно является проведение торгов, то есть (1) определение существенных условий конечного договора путем выбора организатором конкурса участника, предложившего наилучшие условия (или цену), и (2) заключение с этим участником конечного договора.

Таким образом, договор о проведении торгов – договор консенсуальный (права и обязанности возникают у сторон с момента выражения любым лицом согласия на условия оферты), двусторонний, но с множественностью лиц на одной стороне. Договор о проведении торгов формально относится к договорам присоединения, ибо условия договора сформулированы в извещении о проведении торгов и могут быть только акцептованы: никакая встречная оферта (с иными условиями) здесь невозможна.

Любой договор, в том числе договор о проведении торгов, характеризуется своими существенными условиями. Все существенные условия указанного договора должны быть указаны в оферте – извещении (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Такими условиями выступают сведения о месте, времени, форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги (п. 2 ст. 448 ГК РФ). Отсутствие какого-либо из этих условий приводит к тому, что договор не может считаться заключенным и, соответственно, обязывающим организатора торгов.

Участники рынка, желающие совершить акцепт предлагаемой оферты, должны сделать это в строго определенной форме, установленной в извещении, что согласуется с нормой ст. 440 ГК РФ о заключении договора на основании оферты, определяющей срок для акцепта.

Исполнением заключенного договора о проведении торгов станет само проведении, включающее в себя рассмотрение предложений участников и выбор победителя. Изложенной точки зрения придерживаются Е. Коган и Г. Суходольский в своей статье «Правовая природа конкурса» [7].

По нашему мнению определение отношений, возникающих после опубликовании извещения о проведении торгов, не просто как оферты или односторонней сделки, а как отдельного договора, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так как договор является двухсторонней сделкой, то права и обязанности возникают у обеих сторон – организатора торгов и их участников. Несомненно что данный факт придаст стабильности отношениям, возникающим при проведении торгов и заставит их участников более внимательно относиться к возлагаемым на них законом обязанностям.

Конечно, у изложенной позиции есть свои противники. Так Р. Ходыкин в своем отзыве на статью Е. Когана и Г. Суходольского пишет, что «...извещение о проведении конкурса является односторонней сделкой и не может рассматриваться как оферта...» и далее «...публичный конкурс можно охарактеризовать как обязательство из односторонней сделки, направленное на определение стороны договора, которой и будет выступать победитель конкурса» [8].

Однако нами уже рассматривалось, что извещение можно признать офертой для заключения договора о проведении конкурса в смысле ст. 435. Наряду с противниками, данная точка зрения имеет своих сторонников. Н.Д. Егоров пишет что «обязательство по передаче имущества, выполнению работ или оказанию услуг возникает из сложного юридического состава» [9]. При этом сам автор называет в качестве элементов соответствующего юридического состава «проведение торгов и заключение на основе их результатов договора». М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, как уже отмечалось, так же употребляют термин «договор на проведение торгов»: «По указанному договору организатор обязуется провести торги, определить выигравшего, подписать протокол» [10].

При проведении публичных торгов одним из наиболее спорных является вопрос о том, кто выступает продавцом имущества должника. Дело в том, что на публичных торгах судебный пристав через специализированную организацию реализует имущество, находящееся в собственности должника, но происходит эго вопреки воле последнего. Особую актуальность данный вопрос приобретает для механизма реституции в случае аннулирования продажи с торгов и определения сторон реституции. Статья 167 ГК РФ ставит только одно условие возврата имущества стороне, - то, что оно было ранее передано ею же, о правах на имущество при этом ничего не говорится. По тексту ст. 167 ГК РФ ее действие ограничено только сторонами недействительной сделки, ни о каких других лицах, в том числе и о собственнике переданного по сделке имущества, в этой норме не идет речи.

На этот счет есть несколько точек зрения. Есть мнение, что продавцом является собственник имущества, т. е. должник. Эта точка зрения основывается на том, что продавцом должен быть всегда собственник имущества. Но в точном смысле закона продавцом является лицо, заключающее договор. Заключение договора это волеизъявление лица. Чтобы стать продавцом, нужно

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Нужна помощь в написании работы?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Похожие рефераты: