Xreferat.com » Рефераты по биографиям » С.В.Бахрушин как историк Сибири

С.В.Бахрушин как историк Сибири

А.П.Окладников, А.Н.Копылов

С.В.Бахрушин начал свой творческий путь как буржуазный историк, а закончил его как один из ведущих советских ученых в области изучения истории феодализма в России.

К октябрю 1917 г. С.В.Бахрушин был уже признанным ученым, профессором Московского университета. Однако основная его научная деятельность развернулась после Великой Октябрьской социалистической революции. Из 160 его работ 150 опубликованы в советское время[1].

Круг научных интересов С.В.Бахрушина, был чрезвычайно широк: от Киевской Руси до XIX в., от характеристик отдельных исторических личностей до широких полотен исторического развития России, от пропагандистских и популярных статей для массового читателя до академических капитальных исследований.

С.В.Бахрушин, говоря о своих научных изысканиях, делил их тематику на 4 группы: 1) по истории Русского государства XV – XVII вв., 2) по истории Киевской Руси, 3) по истории Сибири и 4) прочие работы.

Но при всей широте научных интересов С.В.Бахрушина главное место в его творчестве занимают труды по истории Сибири. Ей он посвятил более 40 работ, которые составили целый этап в советском сибиреведении.

Уже вскоре после своей первой научной статьи "Княжеское хозяйство XIV – XVI вв.", опубликованной в 1909 г.[2], С.В.Бахрушин заинтересовался и начал заниматься сибирской тематикой. В 1916 г. он опубликовал работу "Туземные легенды в "Сибирской истории" С.Ремезова"[3], и с тех пор интерес к сибирским сюжетам у него уже никогда не исчезал. Занятия вопросами общерусской истории, педагогическая деятельность в МГУ и в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б), руководство сектором истории СССР до XIX в. Института истории АН СССР не оторвали его от сибирских привязанностей.

Крупнейший представитель советской сибирской историографии 20 – 40-х годов С.В.Бахрушин был настоящим патриархом сибиреведов тех лет. Он систематически публиковал свои оригинальные труды, выступал в качестве редактора сибиреведческих изданий, готовил дипломников и аспирантов по сибирской тематике, активно участвовал в работе научных конференций и совещаний, посвященных вопросам изучения Сибири.

В истории Сибири почти нет проблем, которых С.В.Бахрушин в той или иной мере не затрагивал бы в своих исследованиях. Все, что он сделал для изучения Сибири, невозможно осветить в одной статье. Мы постараемся выделить и рассмотреть лишь то, что, по нашему мнению, наиболее существенно для творчества С.В.Бахрушина и наиболее существенно с точки зрения развития советского сибиреведения в прошлом, настоящем и будущем.

Во-первых, это вклад С.В.Бахрушина в источниковедение, историографию и историческую географию Сибири.

Во-вторых, его вклад в изучение проблемы освоения Сибири русским народом.

В-третьих, вклад С.В.Бахрушина в разработку истории коренных нерусских народов Сибири.

В-четвертых, творческий почерк С.В.Бахрушина.

Приступая к изучению сибирских сюжетов, С.В.Бахрушин прежде всего обратил свое внимание на источники и состояние сибирской историографии.

В своей первой работе "Туземные легенды в "Сибирской истории" С.Ремезова" (1916), а затем в "Очерках по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв." (1927 г.) С.В.Бахрушин дал тонкий анализ сибирских летописей – важнейшего источника по ранней истории Сибири.

Наблюдения о происхождении, характере и взаимоотношении сибирских летописей, сделанные С.В.Бахрушиным, во шли в золотой фонд источниковедения Сибири. Несмотря на появление затем капитальных исследований на эту тему А.И.Андреева и А.А.Введенского[4], работы С.В.Бахрушина о сибирских летописях до сих пор сохраняют большую значимость.

С.В.Бахрушин первый из исследователей нарушил формально-сравнительную традицию изучения житийной литературы. Он провел тщательное критическое изучение легенды о Василии Мангазейском в свете фактических данных, извлеченных из актов XVII в. Это позволило ученому выявить конкретно-иcторическую обстановку и показать социальную среду, в которой возникла легенда о мангазейском "святом".

В течение всей своей жизни С.В.Бахрушин работал в государственных архивохранилищах над изучением актовых материалов. Особенно много и плодотворно он трудился в Центральном государственном архиве древних актов над материалами Сибирского приказа – основного собрания источников по истории Сибири. Благодаря этому С.В.Бахрушин собрал огромный архивный материал по истории Сибири феодального периода, ввел его в научный оборот и мастерски проанализировал.

С.В.Бахрушин был одним из пионеров изучения историографии Сибири. В 1925 г. он выступил со статьей "Основные течения сибирской историографии". Затем через два года вернулся к этим сюжетам в "Очерках по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв.", а еще через 10 лет опубликовал статью "Г.Ф.Миллер как историк" (в академическом издании "Истории Сибири" Г.Ф.Миллера).

Эти работы С.В.Бахрушина, наряду с историографическим введением в "Очерке истории Сибири" В.И.Огородникова, были первыми попытками создания сибирской историографии с XVIII до начала XX в. Они не теряют своего значения до наших дней. Правда, С.В.Бахрушин сильно преувеличивал значение Миллера как историка. Но этот недостаток далеко перекрывается другими достоинствами его оригинальной концепции и глубоким анализом основных течений русской дворянской и буржуазной историографии Сибири.

С.В.Бахрушин внес неоценимый вклад в развитие исторической географии Сибири. В книге "Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв." автор блестяще исследовал пути в Сибирь и процесс русского продвижения по Сибири. Эта работа до сих пор является настольной книгой для всех, кто занимается историей Сибири феодального периода.

Приступая к изучению конкретно-исторических проблем Сибири, С.В.Бахрушин наметил задачу исследовать историю русской колонизации Сибири в XVI – XVII вв.

Кроме выше отмеченных источниковедческих, историографических и историко-географических сюжетов, в разработанный им план входили разделы: 1) о русской колонизации в XVI – XVII вв., 2) о сибирских народах в XVI – XVII вв., 3) об управлении и финансах Сибири в XVI – XVII вв.

Все это планировалось выполнить на основе впервые поднимаемых автором источников. В ходе работы С.В.Бахрушин убедился, что выполнение такого обширного плана не под силу одному человеку. Но ему все же удалось много сделать в намеченном направлении.

С именем С.В.Бахрушина связано новое направление в изучении русской колонизации Сибири и новое понимание этого вопроса в целом. Именно благодаря его трудам был нанесен сокрушительный удар буржуазной теории военно-правительственного присоединения Сибири.

С.В.Бахрушин первый обратился к изучению деятельности в Сибири торгово-промыслового населения, исходя из того, что главным стимулом русского продвижения в Сибирь в XVI – начале XVII вв. были несметные пушные богатства этого края. При этом рассмотрение деятельности русских торговцев и промысловиков в Сибири у Бахрушина неразрывно связано с изучением проблемы образования всероссийского рынка, проблемы, которая занимала в его общеисторических интересах и воззрениях центральное место. В сибиреведческих работах эта тема у него проходит через всю творческую биографию, начиная с 20-х годов.

В работах "Покрута на соболиных промыслах в XVII в.", "Торги гостя Никитина в Сибири и Китае", "Сибирские слободчики", "Торговые крестьяне в XVII в.", "Агенты русских торговых людей в XVII в.", "Военно-промышленные экспедиции торговых людей в Сибири в XVIII в.", а также в общих работах по колонизации Сибири С.В.Бахрушин блестяще раскрыл одну из важных сторон русской колонизации Сибири XVII в. – освоение пушных богатств края.

Он исследовал различные стороны жизни и деятельности пришлого торгово-промыслового населения в Сибири: организацию пушных промыслов, систему эксплуатации на них охотников, размах и характер торговли в Сибири отдельных представителей крупного русского купечества, роль сибирской торговли в накоплении купеческих капиталов. При этом С.В.Бахрушин убедительно показал, что русские торговцы и промысловики сыграли большую роль не только в освоении, но и в занятии Сибири. Они нередко продвигались на восток впереди служилых людей, открывая для русского государства новые "неясачные землицы".

С.В.Бахрушин сделал много для становления на подлинно научную основу изучения истории народов Сибири.

В своих работах "Самоеды в XVII в.", "Исторические судьбы Якутии", "Ясак в Сибири в XVII в.", "Остяцкие и вогульские княжества в XVI – XVII вв.", "Сибирские служилые татары в XVII в.", "Основные линии истории обских угров", "Енисейские киргизы" и в других, он один из первых среди советских историков поставил задачу выяснения вопроса о социальном строе народов Сибири XVI – XVII вв. и осветил положение этих народов в условиях эксплуатации царизмом.

С.В.Бахрушин отмечал у некоторых народов Сибири XVI – XVII вв., например, у якутов и бурят, начальные процессы феодализации. Вместе с тем он подчеркивал силу первобытно-общинных отношений у народов Сибири. Эта концепция С.В.Бахрушина, если не является господствующей в современной литературе, то во всяком случае обязательно учитывается и влияет на общие выводы историков о социальном строе народов Сибири. Что касается наблюдений С.В.Бахрушина об управлении и характере эксплуатации нерусского населения Сибири царизмом, то они до сегодняшнего дня являются основой для наших суждений по этим сюжетам. Кроме личных исследований по истории народов Сибири, Сергей Владимирович вел большую работу по редактированию трудов, посвященных этой тематике. Он был редактор I тома "Истории Якутии" А.П.Окладникова "Прошлое Якутии до присоединения к Русскому государству" (1949 г.), сборника "Якутия в XVII в.", (1953), книги И.И.Огрызко "Христианизация народов Тобольского Севера в XVII в." (Л., 1947) и других изданий.

Немалый вклад С.В.Бахрушин внес в изучение управления Сибири. Его работы "Воеводы Тобольского разряда в XVII в.", "Воеводское управление Якутии", "Павел Хмелевcкий", "А.Ф.Палицын" и другие заложили основу современного понимания характера и специфики управления Сибири в XVI – XVII вв.

В последние годы жизни С.В.Бахрушин близко подошел к решению еще одной очень важной задачи – комплексного изучения различных сторон социально-экономической и политической жизни одного из уездов Сибири. Такую работу он осуществил на материале Красноярского уезда, рассмотрев вопросы формирования населения уезда, развития земледелия, ремесла, торговли у различных категорий русского и у ясачного населения, управление и общественную жизнь.

Правда, эта работа не была доведена до конца. Ряд указанных вопросов освещены в ней фрагментарно. Но даже в незаконченном виде ее посмертное опубликование очень полезно для развития сибирской историографии и несомненно принесет большую пользу при дальнейшем изучении самых различных сторон истории Сибири.

В работах С.В.Бахрушина по истории Сибири как и в его общеисторических построениях имеются спорные и порою совсем неверные положения и выводы. Частично они обусловлены общим состоянием советской исторической науки 20 – 40-х годов, частично не до конца преодоленным автором наследием буржуазной науки.

Под влиянием традиционных представлений дворянской и буржуазной сибирской историографии С.В.Бахрушин в течение многих лет рассматривал процесс вхождения Сибири в состав Русского государства как процесс завоевания[5]. Эта точка зрения в годы господства в советской науке исторической школы Покровского была распространена очень широко. Историки, стремясь развенчать царизм и царскую Россию как тюрьму народов, сгущали краски, проходили мимо очевидных фактов, противоречащих концепции "завоевания", и нередко не обращали внимания на то, что между царизмом и русским народом нельзя ставить знак равенства. Не случайно в выше отмеченный план своих исследований по Сибири С.В.Бахрушин в раздел о русской колонизации внес очерк "Военная оккупация".

Позднее, по мере накопления более обширного материала, учета крайней малочисленности первых русских отрядов стремления отдельных групп сибирского населения к добровольному вхождению в состав Русского государства, С.В.Бахрушин начал пересматривать свои первоначальные представления и вместо термина "завоевание" стал применять термин "присоединение". Но этот пересмотр позиций так и не был полностью завершен, хотя в целом новые представления автора нашли уже отчетливое выражение в одной из последних его статей "Положительные результаты русской колонизации в связи с присоединением Якутии к Русскому государству"[6].

Значительную эволюцию пережили взгляды С.В.Бахрушина по вопросу о взаимоотношениях русского народа и народов Сибири. Концепция завоевания и ограниченная трактовка взаимоотношений только отношением к народам Сибири русского царизма долго мешали правильному пониманию Сергеем Владимировичем этого важного вопроса. Главным препятствием на пути к правильному пониманию указанного вопроса было отсутствие среди работ самого С.В.Бахрушина и других историков 20 – начала 40-х годов исследований о положении основных слоев трудового русского населения в Сибири – русского крестьянства и низов посадского и служилого населения. Не изучив их роль в развитии производительных сил края и взаимоотношения этого населения с нерусским трудовым населением в сфере производства и общественной жизни, нельзя правильно понять и оценить взаимоотношения народов.

Тем не менее, С.В.Бахрушин со временем освобождался от ошибочных воззрений в данном вопросе. В отмеченной статье "Положительные результаты русской колонизации в связи с присоединением Якутии к. Русскому государству", а также в заключительной главе сборника "Якутия в XVII в." н в докладе на научной сессии в Якутске в 1948 г. об очередных задачах исторического изучения Якутии, С.В.Бахрушин отмечал, что присоединение Сибири вело не только к обогащению феодального государства, служилой бюрократии и купцов, но оно имело прогрессивное значение и для самих народов[7].

При изучении русской колонизации Сибири в XVI – XVII вв. С.В.Бахрушин правильно обратил внимание на важную роль в ней торгово-промыслового населения, но несколько преувеличил эту роль. Это привело, с одной стороны, к недооценке роли централизованного феодального государства и, с другой стороны, к недооценке роли русского трудового народа в деле присоединения края и развития его производительных сил[8].

С.В.Бахрушин фактически прошел мимо деятельности в Сибири русских земледельцев и ремесленников, мимо мероприятий правительственной администрации по организации государевой пашни, мимо вольной крестьянской и посадской колонизации. Единственный его сюжет на эту тему "Сибирские слободчики", рассматривающий деятельность удачливых предпринимателей, помещавших свои капиталы с целью наживы в земледелие, преследует одну цель – дать дополнительный материал для доказательства тезиса автора о ведущей роли купечества в деле освоения природных богатств Сибири. Эта ярко написанная в бахрушинском стиле статья, не затрагивает основных вопросов земледельческого освоения края. Лишь в последней, посмертно опубликованной работе по истории Красноярского уезда, автор намечает более широкое рассмотрение вопроса о крестьянской колонизации края.

Между тем, как это убедительно показано В.И.Шунковым и другими исследователями, только формирование контингента постоянного населения края – крестьян и посадских людей, и развитие земледелия, ремесла и промышленности закрепило Сибирь в составе России.

Недостатки общей характеристики С.В.Бахрушиным русской колонизации Сибири в XVI – XVII вв. в известной мере обусловлены незавершенностью его работ.

Однако в значительной мере они объясняются общетеоретическими построениями ученого по проблеме всероссийского рынка. В этих построениях был существенный недостаток, не преодоленный им до последних лет жизни – переоценка роли товарного обращения и недооценка товарного производства.

Проблему образования всероссийского рынка он рассматривал, прежде всего, как проблему товарного обращения. Отсюда повышенный интерес к деятельности торговцев и недостаточное внимание к непосредственным производителям материальных благ.

Видимо, в этом, как отмечает В.И.Шунков, "отчасти сказалось влияние русской буржуазной экономической школ историков, в условиях влияния которой в дореволюционные годы формировался молодой ученый"[9].

Однако при наличии некоторых недостатков и слабостей теоретических построениях С.В.Бахрушина, это был один и самых крупных ученых, когда-либо занимавшихся изучение истории Сибири.

Воспитанный буржуазной наукой, он пережил крупный перелом в своих исторических воззрениях. Искренне стремясь овладеть марксизмом, С.В.Бахрушин во многом был близок к поставленной задаче. Иногда он находил правильные решения не совсем осознанно, путем интуиции крупного ученого. Дав новую постановку вопроса о характере русской колонизации Сибири и выяснив в ней роль торгово-промыслового населения, он вплотную подошел к марксистскому решению проблемы всероссийского рынка, проблемы о путях первоначального накопления в России и роли Сибири в формирование русских капиталов. Разрабатывая историю народов Сибири

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Нужна помощь в написании работы?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Похожие рефераты: