Xreferat.com » Рефераты по технологии » Разработка модели технологического процесса получения ребристых труб и ее апробация

Разработка модели технологического процесса получения ребристых труб и ее апробация

(Рис.2-3). Крепление полуформы низа с полуформой верха производится с помощью струбцин.

ПОДГОТОВКА ЛИТЕЙНОЙ ОСНАСТКИ

Правильная подготовка литейной оснастки способствует увеличению производительности, облегчает труд и повышает качество литейных форм. При подготовке проверяют исправность модельных плит, осматривают модели. Модели со смещением половинок по шипам более нормы, с плохим креплением подъемов, а также модели покоробленные, с трещинами, забитыми углами, вмятинами к использованию непригодны.

Перед работой модель и модельные плиты очищают от пыли, формовочной смеси, протирают керосином или смесью керосина с графитом. Проверяют комплектность оснастки и модели, наличие формовочного инструмента, стояков для вывода газов, шлакоуловителей.

Перед формовкой тщательно проверяют исправность опок, в них не должно быть остатков формовочной смеси и сплесков металла.

УПЛОТНЕНИЕ СМЕСИ В ОПОКЕ

При ручной формовке по моделям заполнение опоки смесью проводят в два этапа. Сначала на модель наносят слой облицовочной смеси, уплотняя ее вокруг модели вручную, после чего опоку заполняют наполнительной смесью. Заполнение и уплотнение должно производиться отдельными слоями толщиной 50-75 см, но не более 150 см каждый. Толщина слоя облицовочной смеси в уплотненном состоянии для данной отливки составляет 10-20 мм.

При уплотнении смеси в опоке всегда следует обращать внимание на то, чтобы клиновидный конец ручной трамбовки не доходил до модели на 20-30 мм. В противном случае может быть повреждена поверхность модели, а также образоваться местное переуплотнение формовочной смеси, приводящее к возникновению газовых раковин. Уплотнение смеси трамбовкой начинают вдоль стенок опоки, после чего переходят к уплотнению остального объема опоки. Во избежание разрушения полуформы при перемещении или кантовании необходимо тщательно уплотнять смесь в углах опок и вдоль ее стенок. Слои формовочной смеси внизу опоки, т.е. прилегающие к модельной плите, уплотняют клиновидным концом трамбовки; верхние слои - плоским. При уплотнении необходимо обращать внимание на то, чтобы не смещались отъемные пенополистироловые части модели верха.

Плотность формовочной смеси в верхней полуформе должна быть несколько меньше, чем в нижней. Это необходимо в связи с тем, что на смесь в нижней полуформе действует масса отливки. Поэтому смесь в ней должна быть более прочной, не деформироваться. В верхней полуформе создают условия для удаления пара и газов. Но для данной отливки плотность формовочной смеси в верхней полуформе превосходит необходимую плотность формовочной смеси в нижней полуформе. Это связано с тем, что из-за высокого и тонкого рельефа модели уплотненная формовочная смесь имеет тенденцию к отрыву и выпадению из формы, т.е. полуформа разрушается. При таком уплотнении удаление газа и пара из формы производится через систему вентиляционных каналов.

Накалывание вентиляционных каналов производят металлическими иглами разной длины и диаметра. На 1 дм площади сырой формы выполняют 3-4 накола. Кроме того, полость формы, формирующая ребро отливки, накалывается изнутри. Таким образом нормализуется газовый режим и компенсируется плотная набивка полуформы верха.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТЕРЖНЕЙ

Стержни должны обладать высокой газопроницаемостью, прочностью, податливостью и выбиваемостью. Эти свойства обеспечиваются выбором стержней смеси и конструкцией стержня.

Стержень изготавливается в деревянном разъемном стержневом ящике (Рис.2-6). Крепление половинок ящика между собой производится скобами типа “ласточкин хвост”. Собираются половинки по шипам. Собранный стержневой ящик устанавливается на специальную подложку, на которой крепится арматура будущего стержня (рис. 3-6). Набивка стержня производится в вертикальном положении при помощи специальной набойки, полой внутри. Арматура стержня также является и газовентиляционным ходом, т.к. она полая и в ее стенках имеются отверстия, через которые происходит удаление газа из стержня в его знаковые части.

СУШКА СТЕРЖНЕЙ

Сушка стержней необходима для повышения их прочности, газопроницаемости и уменьшения газотворной способности. Сушка является более длительной операцией по сравнению с операцией изготовления стержня. Длительность операции сушки зависит от требуемой температуры, массы стержня и других факторов. Продолжительность сушки может достигать нескольких часов.

Процессы, происходящие при сушке, а также температура сушки зависят от типа связующих. При сушке стержней, изготовленных с применением сульфитной барды, происходит испарение воды, образуется смола, которая обладает упрочняющими свойствами. Температура сушки этих смесей составляет 165-190°С[27].

Рис.3-6. Схема набивки стержневого ящика

АНАЛИЗ БРАКА ПОЛУЧЕННЫХ ОПЫТНЫХ ОТЛИВОК И ПУТИ ЕГО УСТРАНЕНИЯ

В процессе разработки технологии и совершенствовании ее от первого варианта (Рис.2-2, а) ко второму (Рис.2-2, б), получали отливки, в которых наблюдался брак, связанный с различными факторами. Анализ различных видов брака при литье ребристых теплообменников (радиаторов) позволил предпринять ряд мер по его предотвращению, что, в свою очередь, вносило коррективы в разработанную технологию.

Тонкостенное литье, каким является радиаторное производство, имеет свои специфические особенности. При тонкостенном литье особенно часто наблюдается, что один и тот же вид брака вызывается разными причинами. Только детальное изучение характерных внешних признаков каждого вида брака с нахождением отличительных, решающих признаков позволяет верно классифицировать брак, а следовательно, выявить действительную причину.

Так, например, радиатор не выдерживает гидравлической пробы и дает течь или потение вследствие наличия следующих дефектов:

  1. спая;

  2. засоров (земляных и шлаковых);

  3. раковин (газовых, усадочных);

  4. пористой структуры металла;

  5. тонкого тела (1-1.5 мм).

Часто этот вид брака относят за счет неудовлетворительной земли или пористого (вследствие крупной графитизации) металла. В действительности брак вызывается совокупностью причин, связанных с неправильной формовкой, заливкой и плохим качеством земли и металла.

Причины брака по вине формовки:

  1. модель не засеяна (с крупных кусков гравия и металла легко смывается земля);

  2. формы и стержни не продуты;

  3. модель не очищена от приставших частиц земли (особенно резко сказывается при горячей влажной земле);

  4. не отделан литник (чаша имеет обрывистую, не гладкую поверхность);

  5. сдвинуты опоки.

Размывание земли металлом (струя не попадает в середину литника), незаполнение литниковой системы, повышенная скорость заливки и зашлаковывание обусловливают получение бракованных радиаторов.

Из числа причин, связанных с качеством земли, следует отметить следующие:

  1. недостаточная связность (недостаток глины, плохая механическая обработка);

  2. низкая влажность (меньше 4.5 %);

  3. малая газопроницаемость;

  4. запыленность;

  5. крупнозернистый песок.



Рис.4-1. Недолив

Металл, содержащий газовые и усадочные раковины (высокозернистый, окисленный металл), и холодный металл (температура ниже 1340 °С) также является причиной брака. Пористость чугуна в радиаторах обусловлена крупной графитизацией.


Самым характерным видом брака является непроливаемость тонких ребер поверхности теплообмена радиатора (Рис.4-1). Такой вид брака возможен по двум причинам: “замерзание” металла и неудовлетворительный газовый режим формы. С целью улучшения газового режима формы в полуформе верха для каждого ребра были выполнены наколы, что заметно снизило количество не проливаемых ребер. Для полного устранения этого дефекта необходимо обеспечить подпитку каждого ребра свежими порциями металла. С этой целью предусмотрены пенополистироловые вкладыши (Рис.2-2, б), которые вкладываются в процессе формовки между каждым ребром в верхней его части и после удаления модели остаются в форме (Рис.2-3). В процессе заливки формы пенополистирол разлагается и образовавшийся канал связывает все ребра между собой и двумя массивными фланцами. По этому каналу осуществляется подпитка ребер жидким металлом до полного их заполнения. Таким образом полностью исключается брак по непроливаемости ребер (Рис.4-2).



Рис.4-2. Годная отливка

Однако, ввод в форму пенополистироловых вкладышей приводит к повышению газотворности формы, что в свою очередь приводит к такому дефекту как газовые раковины. На Рис.4-3 показан характерный вид брака для данной отливки - газовая раковина на фланце. Для предотвращения этого вида брака необходимо улучшить систему вентиляции формы. С этой целью на отливке установлены два выпора (Рис.2-2, б). Выпора, в совокупности с вентиляционными каналами, обеспечивают своевременный отвод газов из полости формы. Для того, чтобы система выпоров сработала, необходимо также предотвратить их замерзание, т.к. если выпор закристаллизуется раньше, чем весь металл в форме, то он закроет выход газа из полости формы и газ останется в металле. Такое явление наблюдалось на ряде отливок. Для исключения этого явления необходимо увеличить площадь сечения выпора. Такой выпор играет двойную роль: обеспечивает своевременный выход газа и подпитку отливки жидким металлом во время кристаллизации, выполняя роль прибыли. Таким образом предотвращаются газовые дефекты и усадочные раковины, которые возможны при заливке в форму перегретого металла.

Следующим наиболее крупным видом брака являются засоры полости формы. Извлечение модели из формы, вследствие обширной поверхности их соприкосновения, затруднительно. В результате происходит частичное разрушение формы, что приводит к засорам ее полости. Удалить эти частицы из полости формы практически не возможно из-за очень тонкого и глубокого рельефа отливки. В результате, в процессе заливки происходят песчаные раковины в теле отливки, что отрицательно сказывается на ее герметичности, и на поверхности ребер, что сокращает площадь поверхности теплообмена (Рис.4-4). Снизить эти виды брака позволяет применение протяжного шаблона с резьбовым протяжным устройством (Рис.2-4).




Рис.4-3. Газовые раковины



Рис.4-4. Засоры



Рис.4-5. Образцы вырезанные из тела отливки

Газовая пористость, наблюдаемая на некоторых ребристых трубах (“потение” поверхности в результате гидроиспытаний), связана с газотворной способностью стержня. Для ее исключения необходимо строго следить за режимом сушки стержня и временем его нахождения в форме до заливки. Время нахождения стержня в собранной форме до заливки не должно превышать 4-6 часов.

Остальные виды брака также вскрываются при гидроиспытаниях отливок. Эти виды брака связаны с тем, что радиаторы не держат давление испытания 11 кгс/см2. К таким видам брака относятся усадочная пористость и дефекты связанные со структурой металла и его плотностью. На Рис.4-5 представлены образцы вырезанные из тела отливки в тепловых узлах (Рис.4-6). На некоторых шлифах выполненных из этих образцов обнаружена усадочная пористость (Рис.4-7). Для устранения этих дефектов необходимо стабильное получение строго определенной структуры чугуна, в частности перлитной.

Рис.4-6. Тепловые узлы



Рис.4-7. Усадочная пористость

ПОСТРОЕНИЕ ПРИБЛИЖЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СКОРОСТИ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ ОТЛИВКИ

ОСНОВЫ ТЕРМОКИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ

Н.Г.Гиршович, Г.Ф.Баландин, Б.Я.Любов и Ю.А.Самойлович на основании синтеза теплофизической и молекулярно-кинетической теории создали математическую модель [35], позволяющую решить вопросы, связанные с особенностями формирования кристаллического строения слитков. Для сплава, кристаллизующегося в интервале температур ТL - ТS, залитого в форму при температуре ТН, в некоторый промежуточный момент затвердевания распределение температур представлено на Рис.5-1 [34].

Рис.5-1. Схема температурных полей затвердевающей отливки

Процесс затвердевания развивается в двухфазной зоне расплава, прилегающей к твердой корке. На Рис.5-1 представлена схема температурных полей: Т1(x,t) - температурное поле в незатвердевшем расплаве, Т2(x,t) - в двухфазной зоне и Т3(x,t) - в твердой корке; c1(t) и c3(t) - соответственно координаты фронтов начала и конца затвердевания.

Если внутри интервала кристаллизации сплава выбрать температуру, равную, например, 1/2Ч(ТL + TS ), и принять, что к моменту ее достижения в двухфазной зоне практически заканчивается процесс кристаллизации (Рис.5-1), то кинетику затвердевания можно характеризовать скоростью нарастания твердой корки x(t). Для математического описания такого варианта схемы можно использовать все уравнения и соотношения, которые были получены Г.Ф.Баландиным [34] применительно к схеме затвердевания металлов и эвтектик. Необходимо лишь вместо c3(t) подставить координату c2(t) условного фронта затвердевания (Рис.5-1) и Ткр заменить 1/2ЧL + TS):

(5-1)

(5-)

(5-)

(5-)

(5-)

Несмотря на очень грубую схематизацию процесса затвердевания, с помощью рассмотренного способа математического описания можно достаточно просто, но, естественно, приближенно рассчитать линейную скорость затвердевания U, которая необходима для практического применения экспериментальных данных и диаграмм, устанавливающих связь свойств и структуры отливки со скоростью ее затвердевания [34].

Данная математическая модель справедлива для отливки в виде неограниченной плиты. Правомерно ли ее использование в данном случае ?

Рис.5-2. Схемы для сравнения плоской и полой цилиндрической отливки

Сравним плоскую отливку (плиту) с простейшим полым бесконечным цилиндром (Рис.5-2), т.к. в нашем случае основной элемент конструкции отливки теплообменник - труба, т.е. полый цилиндр.

Известно, что все поверхности, ограничивающие плиту, имеют радиус кривизны, равный бесконечной величине. Поэтому, если радиус кривизны боковых поверхностей плиты обозначить через r0, то отношение 2l0/r0 = 0. Следовательно, любую неплоскую отливку, у которой отношение толщины s ее тела к радиусу кривизны r0 ее поверхности будет весьма малой величиной, можно приближенно рассматривать как плоскую, т.е. если

(5-)

то отливка плоская.

Еще одно очевидное свойство плоской отливки в том, что у нее обе боковые поверхности F1 и F2 равны друг другу. Поэтому любую неплоскую отливку, у которой отношение

(5-)

можно приближенно рассматривать как плоскую. Неравенство (5-) и выражение (5-) связаны между собой. Так, для полого цилиндра (втулки)

(5-)

Допустим, что при приближенных расчетах затвердевания возможно пренебречь разницей, составляющей 20 %, между площадями наружной F1 и внутренней F2 поверхностей тела отливки. Другими словами, примем, что при F2/F1 = 0.8 величина F1 » F2. Тогда для полого цилиндра s/r0 = 0.2. Следовательно, можно условиться, что при [34]

(5-)

отливки тонкостенные, и в расчетах затвердевания они являются плоскими.

Анализ номенклатуры литых деталей машиностроения и приборостроения показывает, что подавляющее большинство отливок удовлетворяет требованию (5-); это - корпусные детали, детали арматуры, кронштейны, станины и т. п. Правда, соответствие требованию (5-) нельзя понимать в буквальном смысле. На таких деталях, конечно, есть бобышки, приливы, утолщения, ребра и другие элементы, толщина которых отличается от толщины основного тела. Говоря о соответствии требованию (5-) имеем в виду толщину и радиусы кривизны поверхности основного тела (или среднюю толщину тела и средний радиус кривизны для детали в целом) [34].

Отливка теплообменник удовлетворяет этим условиям, т.к. s = 8 мм, r0= 38 мм,

(5-)

Следовательно, данная математическая модель справедлива для расчетов затвердевания отливки теплообменник.

РАСЧЕТ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ

Используя общее решение задачи затвердевания с помощью математической модели (5-1)-(5-) возможно решить конкретные инженерные задачи, связанные с затвердеванием отливки.

Так, для данной отливки возможно произвести расчет ее затвердевания. Продолжительность затвердевания отливки t3 определяем по формуле [34]:

(5-)

где LE - удельная теплота кристаллизации эвтектики, Дж/кг;

b4 - коэффициент теплоаккумуляции формы, Дж/м2КЧс0,5 или ВтЧс1/22К;

R0 - приведенный размер;

ТЕ - температура эвтектики сплава, К;

r3 - плотность отливки, кг/м3;

Тф - температура формы, К;

t1 - время полного охлаждения перегретого расплава, К.

(5-)

где С1 - удельная теплоемкость расплава, Дж/кгЧК;

r1 - плотность расплава, кг/м3.

ТН = 1/2 (Тn + ТL), Тн » Тзал;


ТН = 1/2 (Тзал + ТL),

где Тзал - температура заливки, К;

ТL - температура ликвидуса, К.

Рис.5-3.

На Рис.5-3,а приведена кривая изменения скорости затвердевания тела отливки в зависимости от времени. Расчет выполнен по

(5-)


где VЕ - температура эвтектики,

для t і t1.

На Рис.5-3, б представлено распределение линейной скорости затвердевания в теле отливки. График построен по формуле

(5-)

при к = 0,

где l0 = r0 - характерный приведенный размер, равный половине толщины отливки.

Распределение скорости затвердевания неоднородно: в центре тела скорость более, чем в 2 раза меньше скорости у поверхности (Рис.5-3). С помощью структурной диаграммы [34] по средней скорости затвердевания и скорости затвердевания у поверхности и в центре отливки, а также химическому составу чугуна (чугунный лом - тормозные колодки от железнодорожных вагонов, химический состав: Si - 1.18 %, Mn - 0.61 %, C - 3.47 %, P - 0.185 %, S - 0.083 %) и НВ = 229, определяем структуру чугуна. Судя по этой диаграмме, основной структурой данной отливки является феррит, причем концентрация его от поверхности к середине увеличивается, что и подтверждает структура реальной отливки (Рис.5-4).



Рис.5-4.

Эта структура является не желательной для отливки теплообменник, т.к. ферритная структура плохо работает при повышенных давлениях, в результате чего отливка дает течь. Необходимо изменить ферритную структуру на перлитную.


ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ

Для приближенного инженерного решения математической модели и построения графиков скорости затвердевания и эквивалентной скорости затвердевания (Рис.5-3) с помощью ЭВМ, использовалась авторская программа. Программа написана на языке высокого уровня TURBO Pascal 7.0.

Результаты расчетов выведены на магнитные носители информации при помощи САПР “Аuto CAD 12”.

Исходные данные для расчета и текст программы см. приложение.

ГЕРМЕТИЧНОСТЬ ЧУГУНОВ

Под герметичностью чугуна понимают его способность противостоять проникновению через него находящихся под давлением жидкости или газа [24].

Герметичность чугуна во многом зависит от физического его состояния и, в частности, от наличия в нем пористости. Герметичность и пористость чугуна являются взаимно связанными величинами, одна из которых обусловливает другую. Поэтому оценка герметичности чугуна в дальнейшем будет произведена на основании пористости.

РАЗНОВИДНОСТИ НАРУШЕНИЙ ПЛОТНОСТИ СЕРОГО ЧУГУНА

Целесообразно различать следующие виды пористости чугуна:

а) микропористость - обуславливается пространством графитовых включений, а также межкристаллическим пространством;

б) макропористость - является следствием образования рассредоточенной пористости типа усадочной, газовой и пр.

в) грубая пористость - имеет место при образовании в отливках грубых пороков, таких как усадочные, песчаные, шлаковые раковины, трещины, неслитины и т.

Микропористость

При анализе микропористости полагаем:

- что плотность графитных включений не зависит от формы, характера и залегания, и во всех случаях равна 2.25 г/см3;

- межкристаллическое пространство по сравнению с объемом графитовых включений очень мало и поэтому в дальнейшем оно учитываться не будет;

- плотность основной металлической массы для всех исследуемых образцов чугуна является постоянной величиной, равной 7.8 г/см3 .

На основании принятых выше условий можно предполагать, что микропористость чугуна в основном образуется за счет пространства, занимаемого графитными включениями [24]. Пространство графитных включений определяется количеством свободного углерода - Сгр:

Сгр = Собщ - Ссвяз,

(6-1)

Общее содержание углерода Собщ и связанный углерод определяются химическим анализом. Кроме того, количество связанного углерода определяется структурой металлической основы, при этом

Ссвяз = 0.8ЧКп,

(6-)

где Кп - количество перлита в металлической основе чугуна.

При определении микропористости целесообразно пользоваться относительными величинами количества и объема графита, а также основной металлической массы чугуна [24].

Если обозначить:

gгр - удельный вес графита;

gм - удельный вес металлической основы чугуна;

gгр - относительный вес графита в чугуне;

gм - относительный вес;

Кгр - относительный объем графита в чугуне;

Км - относительный объем металлической части чугуна,

тогда относительный объем графита и металлической части

чугуна определяются по формулам (6-),(6-).


(6-)

(6-)

где Vгр и Vм - абсолютные объемы графита и металла.

Формулы (6-),(6-) позволяют определить относительный объем графита и металлической основы чугуна в зависимости от его химического состава.

(6-)

аналогично:

(6-)

Зная относительный объем графитных включений, можно определить расчетную плотность чугуна, при условии отсутствия в нем микропористости.

gт = КгрЧgгрмЧgм.

(6-)

Величина gт называется теоретическим удельным весом чугуна.

Формулой (6-) для определения теоретического удельного веса чугуна не всегда удобно пользоваться, т.к. для этого необходимо знать относительные объемы графита и металлической основы чугуна.

Подставляя в формулу (6-) значения Кгр и Км из формул (6-) и (6-) после преобразования получим:

(6-)

т.к. gгр+gм = 1, тогда:

(6-)

В качестве критерия для оценки микропористости следует принять количество свободного углерода в чугуне, а также характер его расположения, имея ввиду степень разобщения металлической основы чугуна.

Как известно, графит в чугуне может иметь пластинчатую, хлопьевидную или глобулярную форму, кроме того, графитные включения отличаются между собой размерами и характером залегания.

МАКРОПОРИСТОСТЬ

Макропористость чугуна обуславливается рассредоточенной газовой и рассредоточенной усадочной пористостью. Такой вид пористости отличается небольшими размерами газовых и усадочных пор, которые обычно по объему отливки располагаются более или менее равномерно [24].

Макропористость определяется в относительных величинах или в процентах. Для определения макропористости серого чугуна используется следующая формула:

(6-)

где gт - теоретический удельный вес серого чугуна;

g - действительный удельный вес чугуна.

Макропоры в зависимости от их величины очень резко снижают герметичность чугунных отливок. Их появление в чугуне зависит от большого числа факторов.

Так рассредоточенная газовая пористость образуется за счет выделения растворенных или реакционных газов в чугуне. Растворимость газов в металле зависит от температуры и давления. На Рис.6-1 показана кривая растворимости водорода в железе [30].

Рис.6-1. Растворимость водорода в железе

На этой кривой имеются участки, которые характеризуют собой растворимость газа в твердых металлах, в период расплавления и в жидком состоянии. Переход от одного состояния в другое сопровождается скачкообразным изменением растворимости газов.

Растворимость газов в зависимости от давления определяется из формулы [24]:

(6-)

где Q - количество растворенных газов;

Р - давление;

К - постоянная величина.

Реакционные газы образуются в следствие химических реакций, имеющих место в сплаве, при повышенном содержании в них окиси железа.

FeO + C = CO + Fe

Образование газов приводит к появлению в металле отдельных пузырьков. В зависимости от свойств металла и скорости газообразования, пузырьки принимают те или иные размеры и начинают двигаться вверх; скорость движения пузырьков определяется из формулы Стокса:

(6-)

где r - диаметр пузырька ;

g - ускорение свободного падения;

h - вязкость жидкого металла.

Согласно этой формулы величина пузырьков зависит от плотности и вязкости жидкого металла. Степень газонасыщенности отливки определяется количеством растворенных газов в металле, а последняя зависит от его раскисленности и режим охлаждения самой отливки.

Касаясь рассредоточенной усадочной пористости, следует напомнить, что она определяется объемной усадкой, которая, в свою очередь, зависит от температурного интервала кристаллизации серого чугуна. С увеличением углеродного эквивалента в чугуне общий объем усадочной пористости уменьшается.

Важным фактором, влияющим на образование усадочной пористости, является также жесткость литейной формы: чем больше жесткость формы, тем меньше объем усадочных пороков. Поэтому при литье в сухие формы и в формы из жидкостекольных и цементных смесей часто не требуется простановка прибылей, в то время как при литье в сырые формы они необходимы.

Рассеянная пористость в отливках, как правило является результатом совместного образования газовой и усадочной пористости.

ГРУБАЯ ДЕФЕКТНАЯ ПОРИСТОСТЬ

Грубая дефектная пористость обуславливается различными макропороками отливок, которые обычно являются браковочным признаком [24]. К ним относятся местные и рассеянные газовые, земляные, шлаковые, усадочные раковины, неслитины, спаи, трещины и.т.д.

Такие дефекты приводят к местным нарушениям сплошности чугуна и резкой потере его герметичности.

Пористость чугуна является важной характеристикой определяющей его герметичность. Под пористостью следует понимать отношение объема пор к объему образца.

(6-)

где V1 - объем макро- и микро пор;

V2 - объем образца.

Как указывалось выше, в сером чугуне имеются поры заполненные графитом и поры, свободные от него.

Относительный объем пор занятых графитом, определяется по формуле (6-).

Относительный объем свободных от графита можно определить по формуле (6-).

Общая относительная пористость или просто пористость будет равна сумме этих видов пористости:

m = Кгр + К.

(6-)

ФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ СЕРЫХ ЧУГУНОВ

Серые чугуны представляют собой очень сложные железоуглеродистые сплавы, заключающие в себе большое количество изолированных друг от друга свободных и заполненных графитом пор самой разнообразной формы и размеров. Характер пор в чугуне, их размер и количество зависят от многих факторов, основными из которых являются: химический состав, структурное строение, технология изготовления отливок, их термообработка и условия эксплуатации.

При воздействии на отливку жидкости, находящейся под высоким давлением, эта жидкость проникает в поры чугуна, а затем, если не встречает достаточного сопротивления, она просачивается дальше в тело отливки.

Процесс просачиваемости чугунов является очень сложным и в настоящее время остается почти не изученным. Опыты, проведенные в этом направлении многими исследователями, не раскрывают в достаточной мере механизма просачиваемости жидкости через тело чугунных отливок. В связи с этим оценка просачиваемости чугунов в настоящее время производится по двухбалльной системе - “текут”, “не текут” [24].

Просачиваемость чугунов находится в обратной зависимости от их плотности или так называемой герметичности. Поэтому изучение свойств просачиваемости или проницаемости обычно ведется по величине, обратной их проницаемости.

Движение жидкости в порах чугуна является чрезвычайно сложным процессом. Даже в простейших случаях фильтрации, когда пористая Среда образована из большого количества систематически уложенных шаров, точного гидромеханического решения движения жидкости не имеется. Впрочем, это не так важно, т.к. при изучении герметичности чугунов в большей степени имеют значение усредненные характеристики потока жидкости также как скорости просачивания, расхода и т.д., а не форма движения жидкости в самих порах.

В настоящее время создана достаточно обоснованная теория движения жидкости и газов в естественных пористых средах. В ней разработаны основные положения в случае движения жидкостей и газов в естественных пористых средах и определены физические законы фильтрации.

В первом приближении движение жидкости через стенки чугунных отливок, находящихся под большим давлением, должны подчиняться тем же самым закономерностям, что и движение жидкостей в естественных пористых средах [24].

Однако при движении жидкости в порах чугуна имеются существенные различия, которые по нашему мнению будут заключаться в следующем:

  1. Естественные пористые среды имеют сплошные каналы, а серые чугуны - изолированные поры. Поэтому потери давления во втором случае будут определяться не только внутренним сопротивлением движения жидкости в порах, но и сопротивлением, возникающим в результате разрушения основной металлической массы, расклинивающим действием жидкости.

  2. Перепад давлений, даже при незначительной толщине стенок отливок гидросистем, всегда будет значительно больше по сравнению с перепадом давления при фильтрации в естественных пористых средах.

  3. Высокие давления в отливках, как правило, вызывают в них деформации, что оказывает существенное влияние на герметичность чугуна.

  4. Скорость просачивания жидкости в чугуне значительно меньше скорости фильтрации в пористых средах. Поэтому динамическими и инерционными факторами, имеющими место при просачивании в дальнейшем при изучении этого явления можно пренебречь.

  5. Наконец, самое главное отличие состоит в том, что при фильтрации в естественных пористых средах основной целью является увеличение скорости фильтрационного потока и, следовательно, увеличению расхода жидкости, в то время как при изучении герметичности серых чугунов главной целью является изыскание материалов, обладающих максимальной герметичностью, которая обуславливала бы минимальную или же нулевую скорость движения потока.

Указанные выше различия, естественно, вносят существенные поправки в те или иные уравнения движения жидкости в процессе фильтрации, но не изменяют самих условий, характера и законов движения этой жидкости в теле чугунных отливок гидросистем.

Поэтому в дальнейшем при выводе основных закономерностей при исследовании проницаемости серого чугуна или обратной величины нами были

Похожие рефераты: