Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века)
Нефедов С.А.
Как это обычно бывает, социальный кризис в конце демографического цикла привел к установлению абсолютной монархии в Австрии, Пруссии и многих немецких государствах. Во Франции кризис привел к обновлению абсолютизма; король Людовик XIV и его знаменитый министр Жан Батист Кольбер окончательно смирили мятежное дворянство и аннулировали большую часть долгов. Многие откупщики и рантье были разорены, но государство освободилось от процентной дани, и налоги на крестьян были уменьшены.
К середине XVII века Голландия достигла вершины процветания и ее успехи вызывали попытки подражания в других странах. Кольбер поставил целью модернизировать экономику Франции по голландскому образцу, завести мануфактуры, построить флот и избавиться от дорого стоившего французам голландского торгового посредничества. Было построено больше трехсот мануфактур, по большей части государственных. Создание новой промышленности позволило Франции создать сильный флот и мощную регулярную армию. Чтобы защитить французскую промышленность и торговлю от иностранной конкуренции, Кольбер резко повысил пошлины на ввоз иностранных товаров – такую политику позднее стали называть протекционистской или меркантилистской. Надо отметить также, что меркантилизм Кольбера подразумевал активное государственное регулирование экономики, в том числе регулирование цен на хлеб.
Англия тоже проводила протекционистскую политику и специальным «Навигационным актом» запретила ввоз в страну товаров на иностранных судах. Протекционизм вызвал серию торговых войн между Голландией, Англией и Францией. В ходе этих войн, в 1688 году голландские войска во главе с «протектором» Вильгельмом III высадились в Англии. Английская буржуазия и часть дворянства давно стремились избавиться от опеки королей и установить олигархическое правление по голландскому образцу; эти круги поддержали голландского протектора, и Вильгельм III стал королем Англии – но в действительности с этого времени Англией управлял олигархический парламент. Это событие получило название «славной революции».
Несмотря на успех Вильгелма III, войны до такой степени обескровили Голландию, что она утратила свое морское могущество. Военное и торговое преобладание на морях перешло к Англии. Голландские купцы переезжали из Амстердама в Лондон и переводили сюда свои капиталы.
После реформ Кольбера в Европе распространился процесс модернизации по голландскому образцу. В Пруссии и Австрии тоже строили корабли и мануфактуры, создавали современную армию. В начале XVIII века процесс модернизации достиг России.
В 1700 году шведский король Карл XII разгромил под Нарвой русскую армию. Над Россией нависла угроза шведского нашествия. Шведы были страшным врагом, в XVII веке шведское нашествие погубило половину населения в Германии и Польше. Силу шведов составляла регулярная армия, вооруженная лучшей по тем временам артиллерией – знаменитыми легкими пушками. Под угрозой нашествия царь Петр I был вынужден срочно создавать регулярную армию и артиллерию. Положение было тяжелым: в России было мало своего железа, до войны его привозили из Швеции. Лишь незадолго до войны были найдены богатые железные руды на Урале. После Нарвы в великой спешке началось строительство заводов в Каменске и Невьянске. В 1703 году на Каменском заводе было отлито 570 пушек – немногим меньше, чем в Швеции. Одновременно строились заводы в Туле, где из уральского металла делали ружья. Была введена рекрутская повинность, немецкие инструкторы обучали полки регулярной русской армии. В 1709 году новая русская армия разгромила шведов под Полтавой; Россия стала великой европейской державой.
Реформы Петра I во многом повторяли реформы Кольбера. Было построено более двухсот мануфактур; они строились по большей части под руководством мастеров, нанятых на Западе. Большинство мануфактур принадлежало государству; те, что поменьше, отдавались в управление или продавались компаниям купцов - с обязательством поставлять часть товара по низким ценам казне. Урал стал страной горных заводов, уральское железо в большом количестве вывозилось за границу.
Петр I прорубил окно в Европу и вскоре в новых русских портах появились английские и голландские купцы; они предлагали большие деньги за хлеб, лен, пеньку, железо, полотно и другие товары. Однако вывоз хлеба был запрещен, а продажа и производство других товаров регулировались государством. Государственной монополией была и продажа водки – однако с конца 1730-х годов начались массовые нарушения этой монополии. Массовое подпольное винокурение давало огромные прибыли и стало первой отраслью помещичьего предпринимательства. В 1750-х годах по инициативе графа Петра Шувалова были отменены внутренние таможенные пошлины и разрешен вывоз зерна; это открыло дорогу предпринимательской деятельности помещиков. Дворяне быстро поняли свою выгоду и стали по польскому образцу создавать хлебные плантации – «экономии» или «фольварки»; на эти плантациях крестьян заставляли отбывать барщину. К концу XVIII века число барщинных дней в неделю увеличилось до 5-6; кое-где крестьян переводили на паек, «месячину» и заставляли работать на помещика всю неделю. Крестьяне были переданы во власть помещиков, им запрещалось обращаться в суд с жалобами. Крестьян продавали как скот, на рынках, при этом часто разбивали семьи.
В конечном счете, русские крестьяне, так же как польские и прусские, были обращены в рабов. В 1760-х годах их прямо называли рабами, но затем Екатерина II из лицемерия запретила слово «раб» – поэтому рабов стали называть крепостными.
Ф. Бродель отмечает, что причиной порабощения крестьян в Восточной Европе, было изобилие свободной земли и, следовательно, отсутствие батраков, готовых работать на помещика. В этих условиях крупное производство могло быть основано только на рабстве. Подобная ситуация существовала и в Америке. В ходе завоевания португальские, испанские, английские колонисты завладели обширными пространствами плодородной земли, но эту землю было некому обрабатывать. В этой ситуации стала развиваться работорговля; предприимчивые, главным образом, английские купцы покупали рабов-негров на побережье Африки, везли их в Бразилию, на острова Вест-Индии и продавали местным плантаторам, закупали сахар, кофе, табак, хлопок и везли в Европу. Обороты этой «треугольной» торговли были огромными, в ней были заняты тысячи судов, прибыли за рейс составляла до 200%. Каждый год из Африки вывозили до 100 тысяч рабов, из них около трети умирало во время плавания от неимоверной тесноты в трюмах. В конце XVIII века на американских плантациях работало несколько миллионов негров; в Бразилии рабы составляли больше половины населения.
Во второй половине XVII века, после войн за торговое преобладание господство на морях перешло к английскому флоту. Англия стала играть роль посредника в морской торговле и получать огромные прибыли. Франция пыталась противиться этому, но в войнах XVIII века французский флот терпел поражения, после чего англичане захватывали в морях тысячи оставшихся без защиты торговых судов. Таким образом, Англия оттесняла Францию от участия в морской торговле; Франция оставалась аграрной страной. Французская буржуазия по-прежнему занималась в основном финансовыми операциями, она вкладывала деньги в облигации государственных займов или в акции откупных компаний. Государственный долг снова возрос, к 1780-м годам на уплату процентов уходило до половины государственных доходов и крестьянство стонало от тяжести налогов.
Между тем, население Франции росло, на протяжении XVIII века оно увеличилось с 18 до 25 млн. человек – это была фаза роста в очередном, шестом по счету демографическом цикле. Нужно отметить, что в новом цикле численность населения значительно превзошла максимальный уровень предыдущих циклов; это было связано с распространением кукурузы и картофеля – новых высокоурожайных культур, привезенных Колумбом из Америки. Однако к концу XVIII века возможности для роста были исчерпаны, снова стало ощущаться перенаселение, цены на хлеб поднялись, реальная заработная плата резко упала. Новое Сжатие породило новый социальный кризис – Великую Французскую революцию. Мы не имеем здесь возможности подробно описывать механизм этого кризиса. В конечном счете, как это обычно бывает, кризис породил новую могущественную монархию – империю Наполеона I. Налоги на крестьян были уменьшены и крестьяне получили часть земель, конфискованных у церкви и у дворянства. Протекционистская политика Наполеона привела к новой войне с Англией, которая распространилась на всю Европу. В конце концов, Наполеон потерпел поражение и был свергнут. Англия утвердила свое торговое преобладание.