Либеральная периодическая печать Сибири в 1907-1914 гг.
В.В. Воробьев, Омский государственный университет, кафедра дореволюционной отечественной истории
После роспуска 3 июня 1907 года II Государственной думы на территории Сибири, так же как и во всей империи, были изданы в порядке чрезвычайной и усиленной охраны тождественные по существу, если не всегда по форме, обязательные постановления о печати, следствием чего значительная часть периодических изданий "левого направления" практически прекратила свое существование.
Напротив, либеральная пресса, преимущественно кадетская или околокадетская по своему характеру, на протяжении 1907 - 1914 гг. не только сохраняла, но и начиная с 1910 г. неуклонно укрепляла свои позиции. В рассматриваемый период в Сибири в разное время издавалось 147 общественно-политических газет и журналов. Из этого огромного количества газет и журналов лишь 18 издавалось пять и более лет [1]. При этом подавляющее большинство этих изданий (13) носило либеральный характер и лишь два издания - красноярский "Сусанин" и томская "Сибирская правда" - имели черносотенную окраску. Среди других сибирских либеральных изданий, выходивших менее пяти лет, но имевших определенный вес и популярность в крае, отметим такие газеты, как "Алтайская газета", "Алтайский край", "Голос Алтая" (Барнаул), "Красноярец", "Красноярский вестник" (Красноярск), "Сибирские отклики" (Иркутск), "Вестник" (Верхнеудинск), "Утро Сибири" (Чита) и некоторые другие. Главным образом, либеральные издания, выходившие в период с 1907 по 1914 гг., за небольшим исключением начали свою издательскую деятельность после революции 1905-1907 гг. По неполным данным, выходившие разновременно в 1907-1914 гг. либеральные газеты в крае распределялись по городам следующим образом. Иркутск - 11 изданий, Красноярск - 8, Барнаул - 7, Тюмень - 6, Чита - 5, Томск и Омск по 4, Курган и Бийск по 3, Тобольск, Новониколаевск, Верхнеудинск по 1 изданию.
Наиболее распространенной и популярной в Сибири была газета томских кадетов "Сибирская жизнь". С 1905 года она становится ведущим органом сибирской либеральной периодики. В 1905 - 1907 гг. тираж "Сибирской жизни" был от 12,5 до 15 тысяч экземпляров. Редакторами газеты с 6 ноября 1905 года стали профессора томского университета И.А. Малиновский и М.Н. Соболев, являвшиеся видными деятелями местного отдела партии кадетов. Если же они временно не могли выполнять свои обязанности редакторов, то на этом посту их заменяли другие члены отдела или сочувствующие им лица.
Так, летом 1908 года временным редактором был М.Р. Бейлин, с сентября 1910 года - профессор В.Л. Малеев. С октября 1910 года, после того как под угрозой увольнения из университета И.А. Малиновский и М.Н. Соболев были вынуждены оставить редактирование газеты - до марта 1917 года ответственным редактором стал Г.Б. Баитов [2].
На протяжении 1907 - 1914 гг. тираж "Сибирской жизни" несколько сократился. В 1907 году газета издавалась в количестве от 10000 до 12000, а к концу рассматриваемого периода примерно 9 - 10 тысяч экземпляров[3].Тем не менее, финансовый год газета неизменно заканчивала с прибылью. Так, в 1911 г. чистая прибыль составила 7139 руб. 30 коп. , более 7000 рублей было получено и в 1912 году. При этом в 1911 году газета имела 1525 подписчиков в Восточной Сибири, 1313 - в Западной Сибири и 366 - в Европейской России. Для сравнения - орган томского отдела Союза 17 октября, газета "Время", выходившая ежедневно с 1 января 1906 г. по 30 декабря 1907, печаталась в количестве от 1300 до 2500 экземпляров. Ежегодно она приносила пайщикам не менее 1 тысячи рублей убытка. Еще меньшей популярностью среди сибирских читателей пользовались черносотенные издания. Так, орган Красноярского отдела Союза русского народа газета "Сусанин" издавалась лишь в количестве около 1000 экземпляров[4]. Томская газета "Сибирское слово" (задавалась с 1 авг. 1910 по 8 дек. 1911 гг.), "имевшая своей целью поддерживать вожделения кадетской партии, как указывал Инспектор по делам печати в Томске П.Т. Виноградов издавалась тиражом до 1600 экземпляров. "Дефицита при издании не было, а о барышах не могло быть и речи"[5].
Осуществляя надзор за периодической печатью в Томске и Томской губернии, местная администрация постоянно сообщала в Главное управление по делам печати сведения о направленности повременных изданий губернии. Отчеты свидетельствовали, что к концу 1913 г. подавляющее большинство газет либерального характера - 10, в то время как правых и крайне правых - лишь 3[6].
Такие ежедневные издания, как бийский "Алтай" (1911 - 1917 гг.), печатавшийся тиражом 700 экземпляров, "Жизнь Алтая" (1910 - 1917 гг.) (Барнаул), барнаульские "Барнаульский листок" (1909 - 1911 гг.), "Алтайская газета" (1910 - 1911 гг.), - эти барнаульские либеральные издания в разное время редактировал кадет П.В. Орнатский - постоянно являлись предметом особого внимания властей, отмечавших их "вредное влияние и кадетскую направленность". Критика черносотенцев, соглашательской политики октябристов в Государственной думе, разъяснение политики правительства в области образования, земский и переселенческий вопросы и др. - все это находило отражение в передовых и критических статьях этих изданий и формировало вполне определенное общественное мнение. Прямым выражением этого были итоги выборов в III и IV Государственные думы, большинство депутатов которой от Томской губернии были кадетами[7].
Рост числа либеральных изданий в Томской губернии, также как и типографий, книжных магазинов и газетных киосков не мог не беспокоить правительственных чиновников. Осенью 1913 г. томский губернатор Гран получил письмо от министра внутренних дел Маклакова. Министр был крайне обеспокоен тем, что в последнее время "значительно увеличилось число указанных заведений, - в особенности типографий, каковые открываются ныне не только в городах губернских, но и во многих уездных и даже местечках". Он считал, что крайне необходимо увеличить штаты лиц, наблюдавших за повременной и неповременной печатью, типографиями и пр. Кроме того, Маклаковым в октябре 1913 г. был внесен в Государственную думу проект нового устава о печати. У современников впечатление от проекта было таково, что "это был самый последовательный из проектов, продиктованных убеждением, что печать есть зло, с которым правительство обязано бороться всеми доступными средствами". Для обоснования необходимости проекта нового Устава о печати министру были нужны сведения от томского губернатора о том, "в каких именно пунктах губернии было необходимо усилить надзор за произведениями печати и за упомянутыми выше заведениями и по каким основаниям"[8].
В Омске в рассматриваемый период наибольшей популярностью пользовались две местные газеты - "Омский телеграф" и "Омский вестник", которые, по словам начальника Омского жандармского управления полковника Козлова, "путем тенденциозного освещения правительственных мероприятий и деятельности правительственных учреждений и должностных лиц вселяли в читающие массы чувства недовольства существующим строем"[9].
Обе эти омские газеты, в числе других наиболее популярных либеральных сибирских газет и журналов, таких, например, как "Сибирь" (Иркутск), "Сибирская жизнь" (Томск), "Вестник Западной Сибири" (Тюмень) и др., а также санкт-петербургского журнала "Сибирские вопросы" находились под постоянным контролем Главного управления по делам печати. По распоряжению и.д. начальника Управления графа Татищева "Омский вестник" и "Омский телеграф" подлежали задержанию на почте и передаче местному губернскому начальству, если они "пересылались бесплатно и без подписки волостным станичным и сельским правлениям и должностным лицам сельского самоуправления". Кроме того, департамент полиции запрашивал у местных полицейских властей сведения о составе редакций и "с указанием псевдонимов и адресов сотрудников "Омского вестника" и "Омского телеграфа"". При этом сбор данных конспирировался "как сведения по квартирному налогу или чем-либо другим, чтобы назначения их для редакций оставались совершенно неизвестным" [10].
Среди газет других городов Западной Сибири прежде всего отметим тобольскую газету "Сибирский листок" (1890 - 1917 гг.) и тюменские газеты "Сибирская торговая газета" (1896 - 1917 гг.) и "Вестник Западной Сибири" (1910 - 1915 гг.). Газета "Сибирский листок" пользовалась популярностью не только в городе, но и во всей Сибири, во многом благодаря рубрике "письма депутата". Наиболее активным корреспондентом здесь был депутат III Государственной думы Н.Л. Скалозубов.
В отличие от западносибирской периодики, перепечатки из которой, например, из "Сибирской жизни", "Омского вестника", "Вестника Западной Сибири" встречались даже в столичных изданиях[11], восточносибирская пресса, пожалуй, за исключением иркутской "Сибири", была интересна не столько содержанием собственных статей, сколько перепечатками из крупнейших газет Европейской России - прежде всего таких, как "Речь", "Утро России", "Биржевые ведомости" и местных изданий, а также "Сибирская жизнь" и "Сибирь".
Наибольшей популярностью в Восточной Сибири пользовалась ежедневная газета "Сибирь", выходившая тиражом около шести тысяч экземпляров. Она издавалась в Иркутске с 1906 по 1917 гг. Первоначально ее издателем был М.Ф. Черниховский, а с 4 сентября 1907 г. издание газеты "Сибирь" перешло к М.Ф. Сильвинской. Характеризуя политическое лицо газеты, которое особенно проявилось с приходом на пост редактора А.К. Бингера, иркутский вице-губернатор Римский-Корсаков в отчете в Главное управление по делам печати сообщал, что "по своему направлению газета принадлежит к прогрессивным органам печати, отстаивающим принципы конституционно-демократического устройства государства". Руководствуясь этими принципами, газета довольно критически относилась к деятельности III и IV Государственных дум и, как правило, в своих передовых статьях, посвященных обсуждению законодательной работы Государственной думы, стремилась показать невозможность правооктябристской Думы разрешить законодательным путем назревшие в стране проблемы. Выдвигая лозунг сплочения всей оппозиции для борьбы за конституционное обновление страны, редакционный коллектив "Сибири" стремился тем самым содействовать завоеванию либералами доминирующих позиций в местном общественном движении.
С 10 декабря 1910 г. по 28 июня 1913 г. в Иркутске выходила другая ежедневная газета "Голос Сибири". Как и у большинства других восточносибирских газет, таких, например, как красноярских: "Вести","Красноярская мысль", "Сибирский край"; иркутских: "Сибирская мысль", "Сибирская газета для всех", читинской "Забайкальская новь" и других, их характерной чертой было то, что политическая жизнь России, в отличие от местных, сибирских нужд, сравнительно мало интересовала эти издания. Как правило, в этих изданиях, в заявлениях редакции намечалась определенная программа, к выполнению которой они стремились. Это "выяснение многообразных нужд и интересов Сибири, в том числе переселенческое дело, землеустройство, введение в Сибири земства" и т.д. Признавая в целом необходимость колонизации Сибири, "Голос Сибири" подчеркивал, что наилучший результат в этой политике может быть достигнут только в том случае, если "окраины будут заселены исключительно сильными предприимчивыми людьми, а отнюдь не подонками Европейско-русского крестьянства"[12].
Читинская "Забайкальская новь" посвящала свои материалы в основном "служению интересам края" . Она издавалась с 1907 по 1918 гг. Газета проявляла живой интерес ко всем событиям жизни Сибири и стремилась всячески поддерживать ее дальнейшее культурное и экономическое развитие. "Забайкальская новь" активно пропагандировала идеи об открытии в крае сельскохозяйственного и ветеринарного институтов, указывая при этом на давно назревшую для Сибири необходимость в таких высших учебных заведениях. Наконец, политическая жизнь Европейской России сравнительно мало интересовала газету. В этом отношении, как правило, она ограничивалась перепечатками из столичных газет, главным образом, из "Утра России".
Таким образом, восточносибирская периодика уделяла очень много внимания нуждам края, печатая обширные и для провинциальных газет довольно содержательные статьи, затрагивавшие вопросы землеустройства, городской жизни, золотопромышленности и др., имевшие актуальное значение для Сибири. Наконец, много места на страницах этих изданий уделялось местной хронике. Изредка появлялись и статьи, посвященные вопросам внешней политики.
В целом местная либеральная печать занимала значительное место в ряду других сибирских изданий и пользовалась заметной популярностью среди сибирских читателей. Несмотря на жесткую законодательную политику по отношению к ней, либеральная периодика Сибири смогла сохранить свои позиции, завоеванные в период революции 1905-1907 гг. Это побуждало местную администрацию предпринимать ряд мер, направленных на ослабление влияния либеральных изданий на общественную жизнь в крае.
Список литературы
Подсчитано по: Периодическая печать Сибири (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.). Томск, 1991.
Харусь О.А. Газета "Сибирская жизнь" как источник по истории кадетских организаций Сибири в 1905 - 1919 гг. // Проблемы истории дореволюционной Сибири. Томск, 1989. С. 229.
Толочко А.П. Политические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъема (1910 - 1914 гг.). Томск, 1989. С. 131; ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 3830. Л. 147; РГИА. Ф. 776. Оп. 21. Ч. II. 1912. Д. 1. Ч. I. Л. 319.
ГАРФ. Ф. ДП. 4 Д-во. 1907. Д. 77. Ч. 8. Л. 6.; ГАКК. Ф. 595. Оп. 3. Д. 6495. Л. 4.
РГИА. Ф. 776. Оп. 21. Ч. II. 1912. Д. 1. Ч. I.Л. 321.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 4071. Л. 11 - 15.
Воробьев В.В. Влияние либерально-буржуазной печати Сибири на общественно-политическую жизнь городов края 1907 - 1914 гг. // Таре 400 лет. Омск, 1994. С. 156.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 4071. Л. 7.
ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 84. Л. 145.
ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 79. Л. 20.
Сибирские вопросы. 1909. N. 37. С. 31.
Голос Сибири. 1910. 23 июня.