Каким видит Обломова Ольга Ильинская
Роман Гончарова «Обломов» – это простая история жизни нескольких людей, рассказанная нам автором единственно с целью обратить наше внимание на такое явление как «обломовщина». Но герои романа, зная про это явление, даже называя его иногда вслух, все же продолжают жить своей жизнью. Мы не найдем здесь характеров плохих и хороших, в романе нет ярко выраженного черного и белого, скорее здесь полутона. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные стороны, у кого-то просто больше одних и меньше других, или наоборот что в одних – положительное качество, то в других отрицательное. И поскольку это все-таки роман, в нем присутствует любовь. Для Обломова она была трагической, ибо после нее жизнь его завяла окончательно, для Ольги она была скорее поучительной, потому что именно благодаря ей она повзрослела и познала жизнь. Но кем же была сама Ольга? Соблазнительницей безвольного человека, какой она представляется нам вначале, когда только заходит о ней речь, или напротив, она – жертва, Обломова или обстоятельств? Понять это нам поможет отношение Ольги к Обломову, то, каким видит она его, как воспринимает их отношения, чего хочет добиться, и что в итоге получается.
Рисуя Ольгу Ильинскую, Гончаров также как и во всем романе не употребляет ярких красок, он не говорит о ней, что она была красавицей, за ней не волочились толпы поклонников, она не блистала умом. Но она была «умницей», именно так характеризует ее сам Обломов, и, наверное, только такая умница могла полюбить такого человека как Илья Обломов. Воспитание у Ольги достаточно свободное, ее тетка не спрашивает ни в чем отчета, не навязывает своего мнения, но принимает ее как равную. Так и Ольга принимает других людей, как равных, даже несчастного Обломова, который сам себя считает ничтожеством, Ольга видит достойным уважения и впоследствии любви. Вообще Ольга человек сильный, свободный от предрассудков, но имеющий чувство долга. У нее есть свои принципы, сообразующиеся правда с нормами тогдашнего общества, но тем не менее. Достаточно даже такого поверхностного взгляда на черты характера Ольги, чтобы понять, что она полная противоположность Облмову. Но ведь все мы хорошо знаем, что противоположности притягиваются. Каким же в начале отношений видит Ольга Ильинская своего будущего жениха?
«Вы самолюбивы»,-говрит ей Обломов. «Но ведь самолюбие везде есть, и много. Андрей Иваныч говорит, что это почти единственный двигатель, который управляет волей. Вот у вас, должно быть, нет его…»-отвечает ему она. Именно из-за своего самолюбия и решила она вначале взять шефство над ним. Штольц верно угадал, что такая женщина как Ольга, не терпящая в своей жизни хаоса и пыли сможет разбудить его. Сначала она смеется над ним, потом ей становится его жаль. Обломов пробуждает в ней своего рода материнское чувство, но чувство не матери к ребенку, а скорее хозяина к вещи. Ведь вот так и мы порой любим свои вещи больше чем людей. В мечтах Ольга видела его своим «библиотекарем», «секретарем», человеком, который будет ей беспрекословно подчинятся и боготворить. Так люди иногда заводят животных из единственноого желания хотя бы кем-нибудь управлять. «В ней разыгрывался комизм, но это был комизм матери, которая не может не улыбнуться, глядя на смешной наряд сына. Штольц уехал, и ей скучно было, что некому петь, рояль ее был закрыт - словом, на них обоих легло принуждение, оковы, обоим было неловко. Она мечтала, как "прикажет ему прочесть книги", которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу - словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она - виновница такого превращения!» Ольга видела себя Пигмалионом, а Обломова Галатеей. Поистине великие страсти кипели в ней. Вначале нам отчего-то не очень симпатична Ольга, ради своей прихоти мучающая и насмехающаяся над бедным Обломовым, но потом, взрослея вместе с ней, мы понимаем, что цель была благой, и не важно какие были употреблены средства, главное она была достигнута. Обломов возвратился к жизни, и Ольга вместе с ним. Это тоже самое, что воспитывать ребенка, прочитать первое слово вместе с ним, пойти вместе первый раз в школу, вместе разочароваться в первой любви. Для Ольги Обломов такой вот большой ребенок, который не может обходится без матери, котороя должна постоянно находится рядом с ним, и беспрестанно следить за тем, выполнил ли он ее предписания. Это очень увлекательное занятие, и Ольга всей душой отдается ему. Вот только она и сама не замечает, как и к ней приходит любовь. Первая и настоящая.
«И где было понять ему, что с ней совершилось то, что совершается с мужчиной в двадцать пять лет при помощи двадцати пяти профессоров, библиотек, после шатанья по свету, иногда даже с помощью некоторой утраты нравственного аромата души, свежести мысли и волос, то есть что она вступила в сферу сознания. Вступление это обошлось. Она даже видела и то, что, несмотря на ее молодость, ей принадлежит первая и главная роль в этой симпатии, что от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно-ленивой покорности, вечной гармонии с каждым биением ее пульса, но никакого движения воли, никакой активной мысли. Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Она разнообразно торжествовала свое первенство в этом поединке.» Первенство в этом любовном поединке бесспорно принадлежит Ольге, Пигмалион вылепил свою Галатею. Ольга не испытывает мучительной страсти к Обломову, нет, она любит ровно и спокойно, повинуясь внутреннему чутью и опираясь на твердость своей натуры. Теперь она взрослая женщина. Но ей еще нравится и то немое обожание, котрое видит она вглазах Обломова. Из библиотекаря он становится рыцарем, но рыцарем «печальным», как Дон Кихот, борющийся с ветряными мельницами своих страстей. Но Ольга уже слепила свой образ, ей представляется, что цель достигнута, и Обломов на верном пути. Это происходит оттого, что быть может Штольц забыл упомянуть в своих рассказах о таком явлении как «обломовщина». Но Ольга счастлива, хотя и видит все недостатки своего возлюбленного, но она видит также и положительные сдвиги. Тем более, с того памятного момента с веткой сирени она видит в нем еще и своего мужа. Она видит это событие уже свершившимся и чуть-чуть отпускает «поводья». Наверное, все было бы хорошо, не кончись так неожиданно лето, и не приди пора отправляться в осенний Петербург.
Обломов был оторван от Ольги, как младенец от материнской груди, и начал чахнуть. Только в понимании Обломова чахнуть - это то же самое что и валятся на диване, и смотреть на голые локти вдовы Пшеницыной. Ольга же остается слепой. Ее первая любовь, которая повзрослела вместе с ней и стала практически долгом, продолжается, а вот спокойствие Обломова, продолжавшееся по инерции в первое время после разлуки, постепенно сходит на нет. Ольга видит Обломова все также на лоне природы, в аллеях их любимого парка, за чаем у них в гостиной, но он уже не тот. Вот здесь, наверное, и проявляется основное свойство любви – слепота. Ибо для Ольги вопрос любви к Обломову решенный: «Ведь это судьба - назначение любить Обломова? Любовь эта оправдывается его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины… Да наконец, если б она хотела уйти от этой любви - как уйти? Дело сделано: она уже любила, и скинуть с себя любовь по произволу, как платье, нельзя». Так же как она была его творцом, так и он был ее учителем, именно он научил ее любить, а может просто в двадцать лет кажется, что вот эта первая любовь –это навсегда, и что уже никогда не полюбишь так сильно. Две такие противоположности – учитель и библиотекарь. Но первого она любит больше, даже тогда, когда перерастает своего учителя: «Так училась она любви, пытала ее и всякий новый шаг встречала слезой или улыбкой, вдумывалась в него»
Иногда Обломов представляется Ольге мучителем, но это только на короткое мгновение. Ведь она знает как управлять им, знает как надо повести себя, чтобы рассеять его сомнения, из-за которых он и мучает себя и ее, и иногда ей даже нравится мучатся, ведь после обязательно наступит миг примирения, и опять она увидит огонь обожания в его глазах, и опять можно дать волю своему сарказму, но только сарказму по существу: «Ольга, как всякая женщина в первенствующей роли, то есть в роли мучительницы, конечно, менее других и бессознательно, но не могла отказать себе в удовольствии немного поиграть им по-кошачьи; иногда у ней вырвется, как молния, как нежданный каприз, проблеск чувства, а потом, вдруг, опять она сосредоточится, уйдет в себя; но больше и чаще всего она толкала его вперед, дальше, зная, что он сам не сделает ни шагу и останется неподвижен там, где она оставит его» ,- так описывает нам эти ее состояния автор. И мы понимаем, что Ольга все-таки настоящая женщина, всегда разная, противоречивая, но, тем не менее, твердо шагающая по жизни.
В чем же, наконец, причина провала? Что не разглядела Ольга, мимо чего прошел ее бдительный взгляд, и почему их жизнь не сложилась так, как они мечтали? Она и сама знает ответ на этот вопрос, потому что, может быть, подсознательно хотела этого провала и понимала, что против «обломовщины» внешними силами бороться невозможно: «Я наказана, -говорит она ему перед расставанием,- я слишком понадеялась на свои силы - вот в чем я ошиблась, а не в том, чего ты боялся. Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер. Я не предвидела этой ошибки, а все ждала, надеялась... и вот!..» Действительно, «и вот!» - печальный итог. Но почему-то нам кажется, что Ольга лукавит, она со всем своим женским чутьем, давно поняла, что Обломов «уже умер». Но зачем тогда все остальное, зачем эта вялотекущая игра в любовь, когда сам нерешительный Обломов пришел и сказал ей в глаза, что нужно расстаться. В этом, наверное, и заключается великая женская сила Ольги Ильинской - она видит в Обломове заблудшую душу, смертельно раненого жизнью человека, над которым никто не сжалится, и вот она как сестра милосердия отважно бросается ему на помощь. Она знает, что он безнадежен, но верная своему долгу, остается с ним до конца, она просто не имеет права бросить его на произвол судьбы, и она рассказывает ему, а вместе с ним и себе радужные истории их будущей жизни, хотя никто из двоих в них и не верит. Она понимает это в конце, когда, к счастью, еще не было слишком поздно: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю! Можешь ли научить меня, сказать, что это такое, чего мне недостает, дать это все, чтоб я... А нежность... где ее нет!» К сожалению, Обломов не может ей дать ничего, так как его жизнь решена, а ее все продолжается, и не кончится никогда. Она видит и любит Обломова, но к сожалению не видит его будущего, потому что у таких людей будущего нет.
Нет, Ольга не была ни соблазнительницей, которую мы мельком видели в начале, ни жертвой. Она знала на что шла, и просто не рассчитала сил. Да, она расстраивалась и плакала после разлуки с Обломовым, но это было лишь влияние момента, и нереализованные мечты тоже давали о себе знать. Основной принцип Ольги, с которым она идет по жизни, - это отсутствие жертв: «Этого ничего не нужно, никто не требует! Зачем мне твоя жизнь? Ты сделай, что надо. Это уловка лукавых людей предлагать жертвы, которых не нужно или нельзя приносить, чтоб не приносить нужных…» . Итак, мы видим зарождение, развите и гибель любви двух людей, которые просто не подошли друг другу. Они любили, видели себя прекрасными и умиротворенными в этой любви, по крайней мире Ольга, но были настолько разными, что не смогли существовать вместе. Потом, каждый из них нашел свою половинку, опять-таки по крайней мере Ольга, а Обломов, женившись на вдове Пшенициной, до конца своих дней помнил об Олге и о сорванной ветке сирени, и также и Ольга запечатлела в своей памяти его милые черты вместе с этой веткой. «Но все поблекло!»